Ученики Центра дистанционного образования часто спрашивают своих учителей, зачем изучать математику, если её не очень понимаешь, когда можно изучать литературу, и наоборот: зачем мне литература, если я люблю математику. Конечно, учителя русского языка и литературы нашли правильные слова для школьников, приведя в пример М. В. Ломоносова, которого в Европе знали поначалу как двух разных людей: один Ломоносов, как считали, был филологом, а другой – физиком!
Педагоги напомнили своим ученикам слова Карла Гаусса: «Математика – царица наук» и рассказали , что многие известные русские писатели были математиками. Например, Андрей Белый (имя этого поэта известно всем поклонникам Серебряного века) был преподавателем физики физико-математического факультета Московского университета Борисом Бугаевым; А. С. Грибоедов окончил физико-математический факультет; А. И. Солженицын преподавал в рязанской школе какое-то математику и физику; известный драматург А. В. Сухово-Кобылин был ещё и математиком. Не обошли вниманием и учёных- математиков: к примеру, Софья Ковалевская обладала незаурядным литературным даром и написала несколько книг; персидский математик Омар Хайям известен всем как автор знаменитых изречений и т.д.
Школьники вспомнили литературные произведения, где встречаются математические вычисления и задачки: это рассказ И.С. Тургенева «Муму», где можно было вычислить рост главного героя; рассказы Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома» и «Федина задача» с задачами про орехи, пилы, топоры и мешки с мукой. Ребята не только всё правильно посчитали, но и ещё посмеялись.
Кроме того, учителя русского языка и литературы предложили решить интереснейшую головоломку с дробями, где было зашифровано высказывание А. С. Пушкина! Было над чем подумать! Но наши ученики справились и с этим!
А одновременно повторили алфавит, вспомнили разделы языкознания – графику и фонетику, отличие букв от звуков, закрепили знания об имени числительном: вспомнили разряды этой части речи, потренировались в склонении дробных числительных, и правильном их произнесении, ведь это задание обязательно встретится в ВПР по русскому языку!
Вот таким образом (и не только) на уроках русского языка и литературы интересно, весело и, самое главное, непринуждённо формируется функциональная грамотность школьников.